Коррекционно-развивающая деятельность в развитии детей с особыми образовательными потребностями

Материалы обучающего характера

Автор: Смирнова Л.П., МОУ Полетаевская СОШ.

Для достижения успеха детьми с потребностью в психическом развитии учитель использует специальные, коррекционные методы, которые  помогают  школьникам понять и осознать  учебный  материал.

Автор: Смирнова Л.П., МОУ Полетаевская СОШ.

Для достижения успеха детьми с потребностью в психическом развитии учитель использует специальные, коррекционные методы, которые  помогают  школьникам понять и осознать  учебный  материал.

Очень важно установить взаимоотношения с детьми с потребностью в психическом развитии, основанные на доброжелательности, взаимопомощи, формировать  у ребенка положительную  установку на успех в его деятельности, уверенность в себе. Учитель должен очень внимательно изучать  ребенка, чтобы правильно оценить потенциальные возможности: при индивидуальной помощи (дополнительном, упрощенном объяснении, использовании наводящих вопросов для стимулирования мышления) дети правильно  понимают учебную информацию [1].

Многоступенчатые инструкции, сложные задания дети не запоминают. Прошу их  вспомнить слова, которые я говорила. Учащиеся называют те, которые помнят, с опорой на демонстрационный материал, схему  коллективно составляем простые распространенные предложения, уточняем их очередность  и самостоятельно  повторяем  задания. Закрепляем количество заданий, считая пальцы или движения различных частей тела. После этого дети друг другу повторяют объяснение, тем самым развивая связную речь, умение грамматически правильно составлять предложение, формируя и развивая чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к одноклассникам.  Развиваем интонационную выразительность речи, создаем дружелюбную  рабочую атмосферу.

Для правильного выбора коррекционных методов и приемов в работе с учащимися  педагогу просто необходимо знать  конкретные особенности этих детей и четыре причины их возникновения.     

Задержка психического развития бывает: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического происхождения[2].

В нашей школе есть дети, у которых проходит задержка психического развития по  конституциональному типу. Эти дети отличаются гармонической незрелостью одновременно телосложения и психики – гармонический психо-физический  инфантилизм. Отставание проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере[2]. Познавательная деятельность относительно сохранна, хоть и замедленна. Такой ребенок сразу обращает на себя внимание: ему любопытно все вокруг; он быстро находит друзей, покровителей; пользуется всеобщей любовью, т.к. имеет уживчивый нрав; перепады настроения редки, обиды забывает быстро; эмоционально-волевая сфера незрелая, поэтому учебная мотивация не сформирована[4].

Эти дети подвижны, непоседливые, они не могут не отвлекаться, учебную деятельность превращают в игру потому что: на уроке  он не организован, а вот  в игре, слушании сказок, их воспроизведении собран, инициативен, ребенок имеет незрелое интеллектуальное развитие, не соответствующее возрастной норме.

Это хороший способ формы доведения учебного материала до понимания детей. Буквы они не прописывают, а рисуют хорошо. Нужно использовать алгоритмы знаками, рисунками [3].  Ясно, что при условии педагогического воздействия в доступной занимательной форме ребенок выводится из состояния задержки психического развития; обучение в школе таким детям рекомендуется начинать с 8 лет; по решению ПМПК такие дети должны обучаться в коррекционном классе, если такого нет, то осуществлять дублирование, которое учащиеся начальной школы переживают легко, а в среднем звене – по ситуации.

Есть дети в школе с развитием  соматогенного происхождения. Задержка развития происходит в раннем детстве вследствие заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронические инфекции, аллергии, стойкие астении. Они резко снижают психический тонус. Эти дети трудно адаптируются в новой среде, пассивны, безынициативны, защищать себя не умеют, без руководства со стороны беспомощны. Мотивация достижения снижена, интереса к заданиям нет, трудности преодолевать не желают [2]. Данный  ребенок к своим неудачам относится критически, глубоко их переживает. Поэтому чрезмерно не принуждать, но и идти на поводу нельзя.  Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в системной лечебно-педагогической помощи.

Нормализация деятельности учащихся с ЗПР необходима  на любых уроках. На особом месте стоят уроки технологии. Центральное место в коррекционном обучении школьников с ЗПР занимает  формирование самоконтроля  в деятельности. Именно он связан  с осознанием выполняемой деятельности, оценкой ее качества и результатов. В основе самоконтроля лежит внимание, которому по гипотезе Гальперина  П.Я. можно и нужно учить.  Последователи его Кобыльницкая С.Л., Карпенко Н.П. и Подольский А.И. подтвердили это экспериментально.

Ни  улучшение условий деятельности школьников, ни желание детей хорошо выполнить работу не могут обеспечить успех, если дети не овладевают  навыком самоконтроля, если они не знают, каким образом внимательно выполнить работу. Имея навык самоконтроля письменной деятельности, ученики начальной школы  допускают минимальное количество ошибок, обусловленных неполноценностью внимания при письме. У школьников с ЗПР эта методика способствует развитию рациональных приемов работы во всей учебной деятельности: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать  действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности [3].

Навык самоконтроля  является хорошим подспорьем в работе логопеда по устранению  дисграфии и дизорфографии  у учащихся с ЗПР.

Литература:

  1. Блинова,  Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.; Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 
  2. Чиркина, Г.В.  Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей ред. д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.  – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
  3. Парамонова, Л.Г.  Предупреждение  и устранение дисграфии у детей.  – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для  студ. дефектол. фак. педвузов / Под  ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

Детальное описание: 

Автор: Смирнова Л.П., МОУ Полетаевская СОШ.

Для достижения успеха детьми с потребностью в психическом развитии учитель использует специальные, коррекционные методы, которые  помогают  школьникам понять и осознать  учебный  материал.

Очень важно установить взаимоотношения с детьми с потребностью в психическом развитии, основанные на доброжелательности, взаимопомощи, формировать  у ребенка положительную  установку на успех в его деятельности, уверенность в себе. Учитель должен очень внимательно изучать  ребенка, чтобы правильно оценить потенциальные возможности: при индивидуальной помощи (дополнительном, упрощенном объяснении, использовании наводящих вопросов для стимулирования мышления) дети правильно  понимают учебную информацию [1].

Многоступенчатые инструкции, сложные задания дети не запоминают. Прошу их  вспомнить слова, которые я говорила. Учащиеся называют те, которые помнят, с опорой на демонстрационный материал, схему  коллективно составляем простые распространенные предложения, уточняем их очередность  и самостоятельно  повторяем  задания. Закрепляем количество заданий, считая пальцы или движения различных частей тела. После этого дети друг другу повторяют объяснение, тем самым развивая связную речь, умение грамматически правильно составлять предложение, формируя и развивая чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к одноклассникам.  Развиваем интонационную выразительность речи, создаем дружелюбную  рабочую атмосферу.

Для правильного выбора коррекционных методов и приемов в работе с учащимися  педагогу просто необходимо знать  конкретные особенности этих детей и четыре причины их возникновения.     

Задержка психического развития бывает: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического происхождения[2].

В нашей школе есть дети, у которых проходит задержка психического развития по  конституциональному типу. Эти дети отличаются гармонической незрелостью одновременно телосложения и психики – гармонический психо-физический  инфантилизм. Отставание проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере[2]. Познавательная деятельность относительно сохранна, хоть и замедленна. Такой ребенок сразу обращает на себя внимание: ему любопытно все вокруг; он быстро находит друзей, покровителей; пользуется всеобщей любовью, т.к. имеет уживчивый нрав; перепады настроения редки, обиды забывает быстро; эмоционально-волевая сфера незрелая, поэтому учебная мотивация не сформирована[4].

Эти дети подвижны, непоседливые, они не могут не отвлекаться, учебную деятельность превращают в игру потому что: на уроке  он не организован, а вот  в игре, слушании сказок, их воспроизведении собран, инициативен, ребенок имеет незрелое интеллектуальное развитие, не соответствующее возрастной норме.

Это хороший способ формы доведения учебного материала до понимания детей. Буквы они не прописывают, а рисуют хорошо. Нужно использовать алгоритмы знаками, рисунками [3].  Ясно, что при условии педагогического воздействия в доступной занимательной форме ребенок выводится из состояния задержки психического развития; обучение в школе таким детям рекомендуется начинать с 8 лет; по решению ПМПК такие дети должны обучаться в коррекционном классе, если такого нет, то осуществлять дублирование, которое учащиеся начальной школы переживают легко, а в среднем звене – по ситуации.

Есть дети в школе с развитием  соматогенного происхождения. Задержка развития происходит в раннем детстве вследствие заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронические инфекции, аллергии, стойкие астении. Они резко снижают психический тонус. Эти дети трудно адаптируются в новой среде, пассивны, безынициативны, защищать себя не умеют, без руководства со стороны беспомощны. Мотивация достижения снижена, интереса к заданиям нет, трудности преодолевать не желают [2]. Данный  ребенок к своим неудачам относится критически, глубоко их переживает. Поэтому чрезмерно не принуждать, но и идти на поводу нельзя.  Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в системной лечебно-педагогической помощи.

Нормализация деятельности учащихся с ЗПР необходима  на любых уроках. На особом месте стоят уроки технологии. Центральное место в коррекционном обучении школьников с ЗПР занимает  формирование самоконтроля  в деятельности. Именно он связан  с осознанием выполняемой деятельности, оценкой ее качества и результатов. В основе самоконтроля лежит внимание, которому по гипотезе Гальперина  П.Я. можно и нужно учить.  Последователи его Кобыльницкая С.Л., Карпенко Н.П. и Подольский А.И. подтвердили это экспериментально.

Ни  улучшение условий деятельности школьников, ни желание детей хорошо выполнить работу не могут обеспечить успех, если дети не овладевают  навыком самоконтроля, если они не знают, каким образом внимательно выполнить работу. Имея навык самоконтроля письменной деятельности, ученики начальной школы  допускают минимальное количество ошибок, обусловленных неполноценностью внимания при письме. У школьников с ЗПР эта методика способствует развитию рациональных приемов работы во всей учебной деятельности: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать  действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности [3].

Навык самоконтроля  является хорошим подспорьем в работе логопеда по устранению  дисграфии и дизорфографии  у учащихся с ЗПР.

Литература:

  1. Блинова,  Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.; Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 
  2. Чиркина, Г.В.  Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей ред. д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.  – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
  3. Парамонова, Л.Г.  Предупреждение  и устранение дисграфии у детей.  – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для  студ. дефектол. фак. педвузов / Под  ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

Детальная картинка: