Приоритетные содержательно-организационные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями развития

4 апреля 2018

Психолого-педагогические основы деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение занимает особое место в деятельности учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

С целью реализации системного подхода в решении задач специализированной помощи детям с нарушениями в психофизическом развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях создается служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников.

К основным направлениям деятельности Службы сопровождения относятся:

1) психосоциальная диагностика - проведение исследований социальнопсихологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

2) психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинских работников   по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социальнопсихологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

3) психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

4) социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальномедицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

5) социально-педагогическая и психологическая профилактика возможного неблагополучного поведения в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;

6) выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями состоит в коррекции самооценки; в снятии нервно-психического напряжения; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждается, что общество признает и поддерживает определяющую роль семьи в образовании детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, на участие в планировании образовательного и социально-культурного маршрута развития ребенка, индивидуальной программы помощи ребенку и семье. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Для определения содержания методического обеспечения программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) важно изучить их образовательные запросы. Исследование Горняковой М.В. и Сафоновой М.В. обнаруживает зависимость между характером реализации взрослыми личностных и социальных потребностей и способами решения задач «мотивации успеха», «дефицита образования», «наличия разных противоречий», «стремления к получению новых знаний».

Принимая во внимание изменение содержания образовательных запросов взрослых в необходимости переосмысления важных проблем, реализации семейного потенциала в новых условиях в связи с новыми познавательными задачами, определяющими успешность личностной и профессиональной деятельности, характер освоения иных социальных условий и ролей, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи важно уточнить приоритетные содержательно-организационные направления психолого-педагогического сопровождения.

Среди них основные:

  • по вопросам образования – рассмотрение диспропорций между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной деятельности или освоения социальных условий и ролей
  • психолого-педагогическое – изучение трудностей восприятия и усвоения учебного материала; сложности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;
  • возрастно-психологическое – исследование рассогласования нормативного и реального уровня развития; противоречия между знаниями, представлениями о нормах, правилах развития и реальным положением вещей; трудности принятия возрастных особенностей как собственных так и близких участников;
  • личностно-индивидуальное – понимание собственных желаний, потребностей, ресурсов; принятие себя в ситуациях возрастных изменений либо обусловленное влиянием окружения; определение ресурсов и путей саморазвития;
  • семейное – обсуждение вопросов, связанных с пониманием и регулированием родственных отношений; трудности освоения социальных ролей (принятие материнства, отцовства или иных ролей в семье); противоречия разных семейных установок и традиций;
  • экзистенциальное – поиск смысла жизни; анализ противоречий между достигнутым уровнем жизни и степенью удовлетворенности от достигнутого; трудности определения путей творческой реализации, дальнейшего совершенствования; сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения;
  • кризисное – анализ острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями.

В качестве содержательно-методических ресурсов осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей и детей актуально использование методических рекомендаций «Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями» (http://ipk74.ru/kafio/ksko/pozitivnyj-pedagogicheskij-opyt/pozitivnyy-pedagogicheskiy-opyt-rukovodit.... Они отражают нормативно-правовые, содержательно-организационные, психолого-педагогические, информационно-методические материалы по организации родительского образования в условиях реализации интегрированного образования. Позволяют обобщить представления педагогов и родителей о многообразии организационных форм осуществления взаимодействия между педагогами и родителями в условиях острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями, принятием особого материнства, отцовства или иных ролей в семье.

Содержание сборника методических материалов «Охрана и профилактика психического здоровья детей с особыми образовательными потребностями» направлено на достижение родителями результатов:

  • переосмысление содержания и характера направленности семейных взаимоотношений родителей и ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • формирование пропедевтических основ психолого-педагогической грамотности родителей, способствующих организации охраны и профилактики психического здоровья детей;
  • содержание и способы организации специальных условий осуществления охраны и профилактики психического здоровья детей;
  • освоение технологий семейного воспитания, способствующего физическому, психическому, социальному, духовно-нравственному развитию детей;
  • формирование навыков конструктивного общения.

Изменение отношения родителей к выбору содержания и методов семейного воспитания детей возможно в условиях использования специальной информационно-образовательной среды.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/. Ежедневно публикуются актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей.  Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами – педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Портал «Образование без границ», является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний.

В качестве просветительских проектов в области образования доступны Электронный журнал «Вести образования», академический проект «Лекториум». Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям благоприятно сказывается на размышлениях детей и взрослых о настоящем и будущем, позволяет соотносить личностные жизненные обстоятельства с общими возможностями и перспективами. Это способствует рождению добрых душевных движений, светлых, одухотворяющих событий.

Файлы:  Загрузить

Детальное описание: 

С целью реализации системного подхода в решении задач специализированной помощи детям с нарушениями в психофизическом развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях создается служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников.

К основным направлениям деятельности Службы сопровождения относятся:

1) психосоциальная диагностика - проведение исследований социальнопсихологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

2) психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинских работников   по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социальнопсихологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

3) психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

4) социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальномедицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

5) социально-педагогическая и психологическая профилактика возможного неблагополучного поведения в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;

6) выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями состоит в коррекции самооценки; в снятии нервно-психического напряжения; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждается, что общество признает и поддерживает определяющую роль семьи в образовании детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, на участие в планировании образовательного и социально-культурного маршрута развития ребенка, индивидуальной программы помощи ребенку и семье. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Для определения содержания методического обеспечения программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) важно изучить их образовательные запросы. Исследование Горняковой М.В. и Сафоновой М.В. обнаруживает зависимость между характером реализации взрослыми личностных и социальных потребностей и способами решения задач «мотивации успеха», «дефицита образования», «наличия разных противоречий», «стремления к получению новых знаний».

Принимая во внимание изменение содержания образовательных запросов взрослых в необходимости переосмысления важных проблем, реализации семейного потенциала в новых условиях в связи с новыми познавательными задачами, определяющими успешность личностной и профессиональной деятельности, характер освоения иных социальных условий и ролей, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи важно уточнить приоритетные содержательно-организационные направления психолого-педагогического сопровождения.

Среди них основные:

  • по вопросам образования – рассмотрение диспропорций между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной деятельности или освоения социальных условий и ролей
  • психолого-педагогическое – изучение трудностей восприятия и усвоения учебного материала; сложности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;
  • возрастно-психологическое – исследование рассогласования нормативного и реального уровня развития; противоречия между знаниями, представлениями о нормах, правилах развития и реальным положением вещей; трудности принятия возрастных особенностей как собственных так и близких участников;
  • личностно-индивидуальное – понимание собственных желаний, потребностей, ресурсов; принятие себя в ситуациях возрастных изменений либо обусловленное влиянием окружения; определение ресурсов и путей саморазвития;
  • семейное – обсуждение вопросов, связанных с пониманием и регулированием родственных отношений; трудности освоения социальных ролей (принятие материнства, отцовства или иных ролей в семье); противоречия разных семейных установок и традиций;
  • экзистенциальное – поиск смысла жизни; анализ противоречий между достигнутым уровнем жизни и степенью удовлетворенности от достигнутого; трудности определения путей творческой реализации, дальнейшего совершенствования; сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения;
  • кризисное – анализ острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями.

В качестве содержательно-методических ресурсов осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей и детей актуально использование методических рекомендаций «Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями» (http://ipk74.ru/kafio/ksko/pozitivnyj-pedagogicheskij-opyt/pozitivnyy-pedagogicheskiy-opyt-rukovodit.... Они отражают нормативно-правовые, содержательно-организационные, психолого-педагогические, информационно-методические материалы по организации родительского образования в условиях реализации интегрированного образования. Позволяют обобщить представления педагогов и родителей о многообразии организационных форм осуществления взаимодействия между педагогами и родителями в условиях острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями, принятием особого материнства, отцовства или иных ролей в семье.

Содержание сборника методических материалов «Охрана и профилактика психического здоровья детей с особыми образовательными потребностями» направлено на достижение родителями результатов:

  • переосмысление содержания и характера направленности семейных взаимоотношений родителей и ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • формирование пропедевтических основ психолого-педагогической грамотности родителей, способствующих организации охраны и профилактики психического здоровья детей;
  • содержание и способы организации специальных условий осуществления охраны и профилактики психического здоровья детей;
  • освоение технологий семейного воспитания, способствующего физическому, психическому, социальному, духовно-нравственному развитию детей;
  • формирование навыков конструктивного общения.

Изменение отношения родителей к выбору содержания и методов семейного воспитания детей возможно в условиях использования специальной информационно-образовательной среды.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/. Ежедневно публикуются актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей.  Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами – педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Портал «Образование без границ», является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний.

В качестве просветительских проектов в области образования доступны Электронный журнал «Вести образования», академический проект «Лекториум». Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям благоприятно сказывается на размышлениях детей и взрослых о настоящем и будущем, позволяет соотносить личностные жизненные обстоятельства с общими возможностями и перспективами. Это способствует рождению добрых душевных движений, светлых, одухотворяющих событий.

Детальная картинка: